Денис Шашкин о силе грамотной претензии должнику
Довольно часто когда контрагент, получив товар или услугу, не оплачивает ее или оплачивает оставшуюся сумму маленькими платежами. Знакомо? Разберемся,
Вариант первый: аморфный
При хороших объемах закупок товара или услуг, работать с отсрочкой выгодно продавцу и покупателю. Но есть недостатки у такой модели с юридической точки зрения. В маркетинг и бухгалтерию вдаваться не буду. Самый большой риск – невозможность получить деньги при сформированной сумме долга.
При этом, есть, конечно же, юридические решения, и в ряде случаев они дают 100% гарантию возврата денег: залог товаров в обороте, поручительство, гарантии. Проблема решается путем направления писем менеджерам по электронной почте (причем не всегда с использованием корпоративных адресов), а также звонков с вопросом, когда же планируется оплата.
Вариант второй: амбициозный
Когда первый способ не дает результатов, эмоции начинают брать верх над рассудительностью. В этом случае без анализа юридической составляющей ситуации и рисков подается иск в суд. В ряде случаев, иск готовит менеджер, обслуживающий клиента, и это приводит к ошибкам, которые исправить крайне сложно или невозможно.
Часто, иск поданный без консультации с арбитражным адвокатом, оставляется судом без рассмотрения, возвращается или остается без движения. Кроме того, в 99% случаев, расчет неустойки и штрафов, начисляемых должнику, менеджер или бухгалтер компании делает в меньшем размере, либо вообще неверно, а государственную пошлину рассчитывает в большем, чем нужно. Разве есть в этом экономическая целесообразность? Адвокат же, специализирующийся на разрешении экономических споров знает не только, как правильно платить, но и вовсе как не платить при подаче иска госпошлину, отнеся ее на должника.
Вариант третий: разумный
Этот вариант целесообразно рассматривать, если не хочется ссориться с контрагентом, делающим хорошие закупки. Но в ряде случаев ждать уже некуда. В этом случае необходимо подготовить лояльную претензию, но с обозначением всех правовых обстоятельств, указывающих, «кто в доме хозяин».
Мне довольно часто